1. История
M103 - тяжёлый американский танк 50-х годов XX века.
Окончание Второй мировой войны для американских сухопутных войск в Европе прошло при поддержке тяжёлого танка M26 Pershing. В последствии он участвовал в сражениях в Корее уже в качестве среднего танка, что больше приличествовало его ТТХ. Продолжавшиеся тем временем работы по созданию белее тяжёлых машин с индексами T29, T30, T30 и T34, после окончания войны были практически свёрнуты. И лишь охлаждение отношений с СССР заставили американскую армию опять вернуться к вопросу тяжёлого танкостроения.
Надо отметить, что американцы пристально следили за вооружением войск потенциального противника. Танки семейства ИС (особенно ИС-3) произвели на американцев глубокое впечатление, поскольку в отличии от собственных тяжёлых танков они имели меньшую массу при более высоком бронировании. В итоге при заказе на создание нового танка было решено снизить его вес до 58 тонн путём уменьшения его габаритов и применения литых деталей корпуса. В качестве основного орудия остановились на облегчённом варианте 120-ти мм пушки.
С началом Корейской войны работы были ускорены и в июне 1951 года был подготовлен первый серийный экземпляр, получивший индекс T43. Всего за период с 1953 по 1954 г. было выпущено 300 экземпляров. Однако спешка при разработке и производстве дала о себе знать. В приёмке танка в частях 7-ой полевой армии, дислоцировавшейся в ФРГ, было выявлено более 100 дефектов и недостатков. Вот основные из них:
- Малый запас хода (до 130 км.)
- Невысокая манёвренность и проходимость
- Системы наведения орудия и управления огнём работа некорректно
- Башня перегревалась от моторного отделения и в неё попадали выхлопные газы
- M103A1 - установлены электрические приводы наведения орудия, добавлен стереоскопический дальномер, демонтирован дульный тормоз, один из спаренных пулемётов заменили на стереоскопический прицел, из командирской башни убрали 12, 7 мм пулемёт, увеличили до 38-ми выстрелов боекомплект, установили дефлектор выхлопных газов.
- M103A2 - установлен новый двигатель Continental AVDS-1790-2A с увеличенными баками (запас хода увеличился до 480 км, а скорость до 37 км/ч), установлена система снижения заметности в инфракрасном диапазоне, модернизировали прицельное оборудование.